Российский стартап разместит рекламу в космосе

С Земли она будет размером с три Луны
Технология рекламы в космосе скорее будет «вишенкой на торте» в коммуникации глобальных клиентов, у которых есть интересы во всех странах мира / Марина Лысцева / ТАСС

Фонд содействия инновациям представил к финансированию российский стартап Avant Space (AS): он получит грант на 3 млн руб. на создание мобильного приложения для распознавания кодированных изображений из космоса, аналогичных QR-кодам. Это «Ведомостям» рассказали в пресс-службе «Национальной технологической инициативы» (НТИ, AS является участником ее рынка «Аэронет») и подтвердили в компании.

Идея проекта в том, что 20–30 спутников AS весом 7,5 кг каждый, запускаемые в космос кластером и оснащенные массивами лазеров, смогут образовывать в сумеречном и ночном небе светящиеся логотипы заказчиков рекламы, объяснил ведомостям технический директор AS Александр Малинин: «Система будет включаться при прохождении спутников над крупными городами. Размер пятна покрытия будет примерно как три полные Луны или 1,5 углового градуса».

Запуск спутникового флота на орбиту высотой 600 км для проецирования изображений брендов любой сложности обойдется AS в $20–30 млн, следует из материалов компании. Стоимость показа над 10 различными мегаполисами планеты составит около $140 000, говорится в них (время демонстрации рекламы не уточняется).

Чтобы спутники выстраивались в небе в нужном порядке и лазеры стабильно ориентировались в нужную точку, на космических аппаратах AS будут использовать коррекционные ионные двигатели (сначала покупные, потом собственной разработки), а также системы стабилизации массивов лазеров, рассказывает Малинин: «Это позволит создавать каждому космическому аппарату световое пятно, диаметр которого на земле составит около 20 км». В пасмурную погоду лазерного освещения со спутников видно не будет, признает Малинин: «Это нормально для наружной рекламы – в туман и снегопад изображения на билбордах тоже трудно различить». По его словам, мобильное приложение нужно потому, что в мерцании лазеров можно закодировать то или иное сообщение – например, ссылку на промоакцию или промокод: «Такая опция будет актуальна для рекламодателей. Многие потенциальные покупатели наверняка будут фотографировать логотип, движущийся по ночному небу».

По данным «СПАРК-Интерфакса», 80% уставного капитала ООО «Авант-спэйс системс» принадлежит компании «Авант-спэйс», по 10% – Антону Осовскому и Павлу Манже. Осовскому и Манже также принадлежит 51 и 49% в «Авант-спэйс». Выручка «Авант-спэйс системс» в 2020 г. была нулевой, свидетельствует СПАРК. У «Авант-спэйс» в прошлом году она составила около 29,9 млн руб. Это в том числе выручка от продажи лабораторной модели ионного двигателя, разработанного AS, отмечает Малинин.

AS уже получала гранты от фонда «Сколково»: в 2015–2016 гг. их размер превысил 35 млн руб. Эти средства пошли в основном на разработку двигателя, подчеркивает Малинин. По его словам, сейчас AS ведет переговоры о финансировании проекта с рядом венчурных инвесторов, – конкретных имен и фондов он не назвал.

По словам Малинина, вывод тестового спутника на орбиту намечен на 2022 г., а построение всей космической рекламной группировки – на 2024 г.: «Предприятие «Роскосмоса» «Главкосмос – Пусковые услуги» уже сообщило AS о наличии свободного слота на борту ракеты-носителя, стартующей в июне 2022 г. Сейчас ведется подготовка к заключению контракта».

Представитель «Главкосмос – Пусковые услуги» подтвердил, что компания ведет переговоры о возможности запуска космического аппарата компании «Авант-спэйс» на ракете «Союз-2» в 2022 г. На вопрос о стоимости выведения такого спутника он не ответил.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрея Ионина, использовать общее небо для рекламы – это античеловеческая деятельность: «Аморально, если небо кто-то будет загаживать рекламой. Как баллистик я еще и не очень понимаю, как можно удержать конфигурацию летящих на разных орбитах спутников».

«Пока не будет «пилота» рекламной кампании, сложно говорить о реалистичности и жизнеспособности проекта, – рассуждает управляющий партнер B.Bright Сommunications Ирина Белозерцева. – Как минимум, не до конца понятна степень юридической проработки проекта, а также все технологические сложности, которые могут возникнуть в реализации». Хотя с точки зрения пиара проект может вызвать виральный эффект, не исключает Белозерцева: «При правильном позиционировании первый кейс может запустить волну обсуждений в СМИ и социальных сетях. Есть потенциал на рынке сложных категорий, например алкоголя, для которых закрыты практически все каналы рекламных коммуникаций».

Есть достаточно расхожее мнение, что верхней границей суверенитета, т. е. пространства, где действуют законы государства, является высота 100 км – граница космоса, а все, что происходит выше, законами той или иной страны не регулируется, отмечает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин: «На самом деле ни одним международным соглашением в области использования космоса это не регламентируется. То есть, строго говоря, никакой верхней границы воздушного пространства над РФ, где прекращают действовать ее законы, нет». Если информация рекламного содержания будет проецироваться в привязке к конкретным географическим точкам, а адресатами этой информации будут граждане России и спутники в этот момент будут двигаться над территорией РФ, то к их оператору должны применяться российские законы, утверждает Федюкин.

Технология рекламы в космосе скорее будет «вишенкой на торте» в коммуникации глобальных клиентов, у которых есть интересы во всех странах мира, считает генеральный директор агентства PHD (входит в Media Direction Group) Димитрис Ваяс: «Это фармацевтика, автомобильные концерны, онлайн-компании. И такая коммуникация будет носить исключительно имиджевый характер. Взрыва рынка не последует точно, все ограничится максимум хайпом». Не всем людям по ночам захочется видеть вместо звезд на небе летающие логотипы тех или иных компаний, полагает Ваяс: «И очевидно, что последуют какие-то законодательные ограничения и регулирование».

Идея размещения рекламы в космосе сейчас достаточно популярна: ранее в этом месяце компания Илона Маска SpaceX и канадский стартап Geometric Energy Corporation объявили о планах запуска спутника, который будет транслировать рекламу. Идея такова: на борту спутника будет размещен экран, на котором транслируется рекламная информация, а камера космического аппарата захватывает и это изображение, и виды окружающего космоса и Земли – все это затем будет транслироваться на канале в YouTube.